Комплексно-целевая программа

«Школа здоровья»

 2012-2013 учебный год
 

Наименование комплексно-целевой программы:    «Школа здоровья»

Основные разработчики:    Рабочая группа из представителей администрации и    педагогов

Цель программы:    Воспитание физически развитого, психически здорового и социально адаптированного школьника с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни

 

Задачи:

1.     Отслеживание положительной динамики заболеваемости детей за счёт создания здоровьесберегающей среды:


-  минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье учащихся;


-  своевременная диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья;

 

-   диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную;

 

-   выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск их преодоления;


-   выявление состояния здоровья детей с повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности.

-   организация спортивно-оздоровительной работы.


2.    Воспитание здорового образа жизни путём воспитания чувства  

ответственности за своё здоровье и мотивации на здоровый образ жизни.

 

3.      Разработка критериев оценки эффективности работы школы по программе "Школа здоровья".

 

Сроки реализации программы:   2011 – 2012 гг.

 

                   Ожидаемые конечные результаты реализации программы: 

 

  *    Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей, анализ состояния здоровья и выработка мер коррекции.

                   *    Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

   *    Снижение уровня заболеваемости у детей с повышенной мотивацией к учебной деятельности.

        *     Исключение употребления табака, алкоголя, наркотиков.

                   *    Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

 *    Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

                    *    Повышение заинтересованности педагогических работников в укреплении здоровья учащихся.

 *    Повышение социальной защищенности детей.

                    *    Стимулирование повышения внимания учащихся и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 

 Содержание комплексно – целевой программы.

1.     Пояснительная записка.

      На Руси издавна говорили: «Здоровье как честь: его надо беречь смолоду».

В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По различным статистическим данным в последние годы отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья детей.  Анализ здоровья детей, поступающих в школу, показывает, что здоровыми из них являются всего 12%, 50% имеют различные функциональные нарушения, 38% хронические заболевания. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, наиболее значительный прирост всех нарушений отмечен в 7, 10 и период от 12 до 17 лет, т.е. в школьные годы. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды составляет 12% в начальной школе, а в старшей-21%.

На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения.

Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Существуют рекомендации, что детям необходима энергичная физическая активность до 40 часов в неделю. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети и подростки всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.

Данная программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через различные формы двигательной активности. В основу программы положена идея оздоровления.

Являясь активными участниками программы, дети и подростки на практике познают, что такое здоровый образ жизни и усвоят абсолютную истину: Основу здорового образа жизни составляет движение.

В целом реализация программы позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и сформировать сознательное отношение к физической культуре, как необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного здоровья.

 

 2.            Направления программы:

Комплексно – целевая программа «Школа здоровья» включает 5 направлений:

Первое направление - «Оздоровительные мероприятия»:

1. Профилактика и коррекция нарушения зрения у учащихся.

1.1.     Физкультминутки на каждом уроке по 3 минуты (для учащихся начальной школы).

1.2.     Гимнастика для глаз по 1 минуте на каждом уроке (для учащихся 5-11 классов).­
2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусственному освещению рабочих мест учащихся.

2.1.   Контроль над соответствием школьной мебели росту учащихся.

2.2.   Снижение перегрузки учащихся.

2.3.   Соблюдение принципа посадки учащихся.

3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:

3.1 .  Гимнастика перед началом занятий (5 мин. Для учащихся 1-4 классов).

3.2.   Динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для учащихся 1 класса).

3.3.   Двигательные разрядки во время игр на переменах (начальная школа).
3.4.  Индивидуальное дозирование физической нагрузки и учёт уровня работоспо­собности каждого ученика на каждом уроке физкультуры.

3.5.  Использование дыхательных упражнений в комплексах упражнений гимнасти­ки, физкультпаузах, физкультминутках.

4. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся.

4.1 .  Нормализация учебной нагрузки учащихся.

4.2.   Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих мето­дик

Второе направление - «Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся»:

1.    Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.
2.   Консультации для родителей и детей по психологическим про­блемам.
3.   Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).

2.    Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).

Третье направление - «Диагностическое»:

1.       Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.

2.       Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.

3.       Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на состояние тревожности учащихся.

4.       Изучение индивидуальных возможностей учащихся.

5.       Диагностика состояния здоровья учащихся. Отслеживание динамики здоровья (за­полнение карт здоровья учащихся).
6.    Анкетирование учащихся с целью:

·               выявление степени загруженности домашними заданиями.

·               изучение отношения старшеклассников к своему здоровью.

 7.       Диагностика знаний, умений учащихся (мониторинг).

8.       Диагностика системы семейного воспитания.

Четвертое направление - «Информационно - нормативное»:

1.       Выпуск ежемесячных вестников «Санбюллетень».

2.       Составление учебного плана с учётом санитарно - гигиенических норм.

Пятое направление - «Профилактическое»:

1.       Организация спортивных секций, вовлечение учащихся в туристические кружки ­.

2.       Организация горячего питания для учащихся 1 -11 классов.

3.       Проведение Дней здоровья в школе.

4.       Организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по вы­полнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматиз­ма.

5.       Меры по повышению роли курса ОБЖ в школе.

6.       Проведение Дня защиты детей (с 1 по 11 классы - апрель).

7.  Повышение методического мастерства и профессионального уровня педагогов.

8.       Внедрение в практику работы коллектива новейших педагогических технологий.

9.       Апробирование различных систем оценивания уровня обученности учащихся.

10. Соблюдение требований валеологического подхода к уроку:

        Структура урока,

        Технологии, сберегающие здоровье.

        Выполнение санитарно-гигиенических условий.

Дозировка домашних заданий (индивидуальные домашние задания, творческие до­машние задания, облегчённые домашние задания, рефераты и доклады по желанию учащихся, отсутствие домашнего задания на поне­дельник, 5кл. в I четверти)

12.    Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учителя и уча­щихся.

13. Дифференциация и индивидуализация обучения.

14.Э кскурсии и походы учащихся.

15.  Круглые столы.

  

Тематика лекций и бесед с родителями

         Конвенция о правах ребёнка,

         Воспитание духовности - путь к здоровью детей.

         Совместная деятельность семьи и школы в охране и укреплении здоровья детей.

         Особая роль семьи в формировании здоровья детей, их нравственно-половом вос­питании.

         Культура общения в семье.

         Основы личной гигиены детей и подростков.

         Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения.

         Конфликты, неврозы у детей в период полового созревания. Пути их преодоления.

         Психологические трудности у детей в период полового созревания.

         Физическая культура и здоровье детей.

         Наркомания. Ранние признаки наступления зависимости от алкоголя, психоактив­ных веществ.

         Влияние на здоровье детей активного и пассивного курения.

         Профилактика нарушений семейных отношений.

         Анатомо-физиологические особенности развития детского организма в период по­лового воспитания.

         Подросток и закон. Ответственность родителей за правонарушения и преступления детей.

        Венерические болезни. Их распознавание и профилактика

        Аборты и их последствия.

         Семейные праздники, семейный досуг. Распределение обязанностей в семье.

         Рациональное питание.

         Воспитание трудом.

         Культура общения. Чувства, Культура их проявления. Культура одежды. Этикет.

         Зависимость телесного и психического развития от полового воспитания.

         Демографические особенности современности.

         Социальные проблемы ВИЧ / СПИД в мире, РФ. Факторы, влияющие на рост заболеваемости, профилактика за­болеваемости подростков.

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.

         Здоровье семьи и будущего потомства.

         Роль семьи в воспитании личности.

         Нравственный климат семьи.

         Типичные недостатки семейного воспитания.

 Тематика лекций и бесед с учащимися

         Проблема снижения зрения в школьный период.

         Профилактика здорового образа жизни.

         Органы дыхания. Профилактика заболеваний дыхательных путей.

        Гигиена питания школьников. Экологически чистые продукты.

        Действие тепла на организм человека. Польза и вред солнечных лучей для человека.

        Профилактика простудных заболеваний.

        Соблюдение правил дорожного движения.

        Закаливание. Его значение для организма человека.

        Изобразительное искусство и мир интересов человека Представление о красоте че­ловека

        Меры по предупреждению травматизма

        Факторы, формирующие здоровье. Важнейшие гигиенические навыки.

        Основы личной гигиены.

        Питание и здоровье человека

         Физическое и психологическое состояние здоровья. Физическая активность и здо­ровье.

         Особенности психического состояния в период полового созревания. Гигиенические требования для мальчиков и девочек в период полового созревания.

         Трудности подросткового возраста,

         Экология и здоровье.

         Основы этикета

         Основы межличностных отношений учащихся.

         Просмотр и обсуждение видеофильмов по профилактике наркомании, СПИДа.

 Анкета (да, нет, иногда).

1.    Систематически задумываюсь над своим здоровьем.

2.    Регулярно занимаюсь своим здоровьем.

3.    Занимаюсь физической культурой.

4.    Активно отдыхаю.

5.    Воздерживаюсь от вредных привычек.

6.    Соблюдаю режим дня.

7.    Полноценный сон.

 

 3.     Оценка эффективности реализации Программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:

-         отработать организационную модель проведения уроков и внеурочных  занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей и обеспечения адекватного состоянию здоровья каждого ребёнка объёма
двигательной деятельности;

-         улучшить физическое состояние детей и подростков;

-         сформировать состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;

-         приобрести новые знания, умения и навыки в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;

-         создать позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

 

 4.   Методы:

 

 5.       Предполагаемые результаты реализации программы:

      ·     Сохранение здоровья учащихся и педагогов.

·     Сформированность личных установок на здоровый образ жизни.

·     Самореализация педагогов и учащихся.